Персональные данные всех участников образовательного процесса, имеющиеся на сайте (ФИО, видео, фото), размещены с их письменного согласия на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция)

Положение о системе оценок, форм, порядке текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся и итоговой аттестации выпускников.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Москаленского муниципального района Омской области

«Тумановская средняя общеобразовательная школа»

 

Рассмотрено на заседании

Совета  Организации

Протокол

№__________ от _________

                      Утверждаю

Директор школы

__________________

 

Положение  о системе оценок, форм, порядке текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся и итоговой аттестации выпускников.

1.Общие положения

1.1. Положение  о системе оценок, форм, порядке текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся и итоговой аттестации выпускников  (далее — Положение) разработано в соответствии со ст. 28, ст.58,59 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы

1.2. Положение регулирует правила, порядок, формы и сроки текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся.

1.3. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность образовательного учреждения.

1.4. Действие локального акта продолжается до замены на новый акт. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.

1.5. Настоящее положение обязательно для обучающихся и учителей.

1.6. В настоящем Положении использованы следующие определения:

Отметка — это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах или баллах.

Оценка учебных достижений — это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

Текущий контроль успеваемости — это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.

Периодический контроль — подразумевает проверку степени усвоения обучающимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы и проводится в виде контроля знаний, умений и навыков (далее — ЗУН) обучающихся.

Вводный контроль учащихся — процедура, проводимая в начале учебного года с целью определения степени сохранения ЗУН в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися содержания одной–двух учебных дисциплин за год в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом.

  1. Цель и задачи разработки системы оценивания в настоящем Положении

2.1. Цель: повышение качества образования посредством установления единых требований к оцениванию и выставлению отметок.

2.2. Задачи:

2.2.1. установление фактического уровня ЗУН по предметам базисной и инвариантной части учебного плана, соотнесение этого уровня требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

2.2.2. контроль выполнения учебных программ и календарных планов изучения отдельных предметов;

2.2.3. формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

2.2.4. повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений обучающегося.

  1. Единые требования к отметке

3.1. Задачи отметки по предмету:

3.1.1. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.

3.1.2. Отметка является связующим звеном между учителем, обучающимся и родителем.

3.2. Принципы выставления отметки по предмету:

3.2.1.Справедливость и объективность — это единые критерии оценивания ЗУН обучающихся, известные ученикам заранее.

3.2.2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

3.2.3. Гласность и прозрачность — это доступность и понятность информации об учебных достижениях обучающихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы.

3.2.4. Своевременность — отметка выставляется в конце урока, а за письменные работы в течение 3 дней после проведения контроля (или к следующему уроку).

3.3. Критерии выставления отметок

3.3.1. Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания — полнота знаний, их обобщенность и системность:

полнота и правильность — это правильный, полный ответ;
правильный, но неполный или неточный ответ;
неправильный ответ;
нет ответа.

3.3.2. При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:

грубые ошибки;
однотипные ошибки;
негрубые ошибки;
недочеты.

3.4. Шкала отметок

3.4.1. В Школе принята следующая шкала отметок: «5» — отлично; «4» — хорошо; «3» — удовлетворительно; «2» — неудовлетворительно.

3.4.2. Отметку «5» — получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет. Правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, применяет знания в новой ситуации, приводит собственные примеры.

3.4.3. Отметку «4» — получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной (правильный, но не совсем точный ответ), применяет знания в стандартной ситуации.

3.4.4. Отметку «3» — получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно.

3.4.5. Отметку «2» — получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУН обучающегося составляет до 50% содержания (неправильный ответ).

  1. Текущий контроль

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание степени достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы, в том числе:

  • предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • динамику индивидуальных достижений.

4.2. Текущий контроль успеваемости проводится в следующих формах:

  • устный опрос;
  • тестирование (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий);
  • самостоятельная работа;
  • лабораторная работа;
  • собеседование по самостоятельной работе;
  • собеседование по лабораторной работе.

4.3. Устный опрос может проводиться на каждом учебном занятии.

4.4. Все иные формы текущего контроля могут проводиться не чаще:

  • одного раза в день, двух раз в неделю во втором полугодии 1-х классов;
  • одного раза в день, трех раз в неделю во 2-х – 4-х классах;
  • одного раза в день, пяти раз в неделю в 5-х – 6-х классах;
  • двух раз в день, восьми раз в неделю в 7-х – 8-х классах;
  • двух раз в день, десяти раз в неделю в 9-х – 11-х классах.

4.5. Текущий контроль успеваемости осуществляется на двух уровнях:

  • 1 уровень – само- и взаимоконтроль, осуществляемый на всех учебных занятиях;
  • 2 уровень – система контроля учителя, планируемая им до начала изучения темы на основе рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

4.6. Порядок осуществления само- и взаимоконтроля.

4.6.1. Само- и взаимоконтроль осуществляют учащиеся.

4.6.2. Само- и взаимоконтроль проводится путем сравнения с образцом, в форме взаимных проверок, в виде консультацией с учителем.

4.6.3. Само- и взаимоконтроль проводится во всех классах.

4.6.4. Проверяющий назначается учителем или выбирается проверяемым учеником.

4.6.5. Само- и взаимоконтроль проводится по всем предметам.

4.6.6. Само- и взаимоконтроль проводится в соответствии с планами уроков, разработанными учителем.

4.6.7. Подготовка к само- и взаимоконтролю осуществляется в процессе учебных занятий.

4.6.8. Материал для само- и взаимоконтроля обычно готовится учителем, но также может выбираться проверяющим учеником.

4.6.9. Результаты само- и взаимоконтроля обсуждаются на том же или на следующем уроке.

4.7. Порядок осуществления контроля учителем.

4.7.1. Контроль учителя осуществляется в соответствии рабочей программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

4.7.2. Контроль учителя проводится во всех классах по всем предметам.

4.7.3. Подготовка к контролю учителем осуществляется в процессе учебных занятий.

4.7.4. Материал для контроля учитель готовит до изучения темы (модуля).

4.7.5. Проверка письменных работ осуществляется учителем в соответствии с Положением о проверке тетрадей.

4.7.6. Результаты контроля учителя (в форме письменных работ) обсуждаются на следующем после завершения проверки уроке.

4.8. До момента проведения промежуточной аттестации учащемуся должна быть предоставлена возможность отработки неудовлетворительных результатов текущего контроля с фиксацией данного факта в дневнике учащегося и в журнале.

 

  1. Порядок выставления текущих и промежуточных отметок

5.1. В классном журнале в клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов: 2, 3, 4, 5, н, н/а. Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус» или «плюс» не допускается.

5.2. Выставление в одной клетке двух отметок допускается только на уроках русского языка и литературы.

5.3. Итоговая отметка за четверть выставляется на основании не менее трех текущих отметок.

5.4. Годовая отметка выставляется на основании четвертных отметок или отметок за I, II полугодие как среднее арифметическое этих отметок в соответствии с правилами математического округления (например, 334 — 3; 554 — 5).

5.5. Отметка н/а (не аттестован) может быть выставлена только в отсутствии трех текущих отметок и пропуска обучающимся более 75 % учебного времени по болезни.

5.6. Необходимо учитывать, что выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия обучающихся, а также после каникул сдерживает развитие успехов обучающихся и формирует у них негативное отношение к учению.

5.7. Между зачетами, тематическими контрольными работами следует аттестовать обучающихся по изученной теме путем устного опроса.

5.8. Учителя-предметники, работающие с обучающимися на индивидуальном обучении, выставляют текущие и итоговые отметки в специальном журнале для индивидуальных занятий, а также в классном журнале и электронном классном журнале.

5.9. Учителя-предметники выставляют четвертные отметки за I и II полугодие не позднее даты, указанной в приказе директора школы об окончании четверти.

5.10. Итоговые отметки обучающихся за четверть или полугодие должны быть объективны и обоснованны, т.е. соответствовать текущей успеваемости ученика, учитывать не только среднюю арифметическую величину, но и все образовательные достижения обучающихся, учитывать качество знаний по письменным, практическим и лабораторным работам.

  1. Права и обязанности обучающихся при получении отметки

6.1. Ученик имеет право на публичное или индивидуальное обоснование отметки.

6.2. В случае неудовлетворённости обучающихся или их родителей выставленной отметкой они имеют право заявить об этом письменно администрации школы в срок не позднее 3 дней с момента сообщения об отметке.

6.3. Ученику, вышедшему после длительного пропуска (более 3 уроков) на тематический контроль, отметка в журнал выставляется по соглашению с обучающимся. При необходимости пропущенные темы можно сдать в форме собеседования или зачёта.

6.4. В случае отсутствия обучающегося на тематической контрольной работе без уважительной причины в журнал выставляется отметка после опроса обучающегося по данному материалу. Уважительными причинами считаются: болезнь, подтверждённая медицинской справкой, освобождение приказом директора, официальный вызов органов власти, особая семейная ситуация.

  1. Промежуточный контроль
  2. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
  3. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
  4. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
  5. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
  6. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
  7. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
  8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
  9. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
  10. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
  11. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
  12. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
  13. Промежуточная аттестация учащихся проводятся в следующих формах:
  • защита проекта;
  • тестирование (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий);
  • лабораторная работа;
  • контрольная работа;
  • зачет.

 

 

 

  1. Требования к выставлению отметок

9.1. Оценки за ответ при любой форме проведения промежуточного контроля выставляются по 5-ти балльной системе, в соответствии с рекомендациями об оценивании знаний по каждому учебному предмету, отражающими требования образовательного стандарта.

9.2. Итоговая оценка за год выставляется с учетом предшествующих оценок за четверти.

9.3. При наличии спорных оценок итоговая оценка выставляется в пользу ученика.

  1. Итоговая аттестация
  2. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
  3. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
  4. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Федеральным законом.
  5. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
  6. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
  7. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
  8. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
  9. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации.
  10. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются:

1) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской Федерации.

  1. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам.
  2. При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети «Интернет») устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
  3. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется:

1) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации;

3) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.

  1. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (далее — единый государственный экзамен).
  2. Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
  3. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют:

1) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования на территориях субъектов Российской Федерации;

2) учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации.